Лаборатория информационно-мировоззренческой и медиабезопасности

Точка кипения

нацеленная на подготовку кадрового резерва Университета

Лаборатория инноваций

пространство трансфера и синергии студенческой и «взрослой» университетской науки

Элитарное подразделение

пространство неформального образования, научно-исследовательской деятельности и практики-стажировки в комплексе

«Учиться с лучшими у лучших»

основополагающий принцип деятельности лаборатории

Под информационно-мировоззренческой безопасностью интернет-коммуникации понимается состояние защищенности пользователей интернет-среды, при котором отсутствует контентные и коммуникационные риски, связанные с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Информационная (мировоззренческая) безопасность охватывает широкий круг общественных отношений, которые требуют не только детальной правовой регламентации, но и разработки фундаментальных инновационных подходов к системе эффективных мер по выявлению, профилактике и противодействию следующим контентным и коммуникационным рискам (прежде всего, в цифровой среде):

Основная цель: вовлечение студентов МГЮА в научно-исследовательскую деятельность по разработке и развитию инновационной междисциплинарной концепции обеспечения информационно-мировоззренческой и медиабезопасности в цифровой среде на основе комплексного юридико-лингвистического подхода, охватывающего вопросы материально-правового, процессуального, криминалистического и судебно-экспертного обеспечения.

Архитектоника:

1. Форсайт-сессии, в рамках которых участники проекта должны будут:

1) определить те современные тенденции и факторы, которые оказывают (прямо или косвенно) влияние на информационно-мировоззренческую и медийную безопасность в интернет-среде;

2) проработать сценарии будущего развития этих трендов, определив события и последствия, которые будут происходить в рамках обозначенных горизонтов планирования (разработка «карт будущего»);

3) предложить различные варианты решений, которые позволят, с одной стороны, снизить влияние выявленных негативных тенденций и факторов, с другой, – усилят действие благоприятных, т.е. разработать конкретные предложения по вопросам материально-правового (информационное, диффамационное, гражданское, административное, уголовное право и др.), процессуального, криминалистического, судебно-экспертного (судебно-лингвистического) обеспечения информационно-мировоззренческой и медийной безопасности в интернет-среде.

2.1 Командная работа над научно-исследовательскими проектами по направлениям, выделенным по результатам форсайта

Научно-исследовательская работа команд участников проекта будет осуществляться под руководством кураторов – педагогов и ученых, имеющих степени кандидатов и докторов наук (связка «наставник – стажер»).

2.2 Кейс-сессии

Разбор конкретных ситуаций (следственная и судебная практика, практика Роскомнадзора) с точки зрения материального и процессуального права и судебной экспертизы (в том числе проведение собственных исследований речевых продуктов, составление рецензий и т.д. под руководством наставников).

Методология научных исследований в лаборатории: Методология научных исследований участников форсайт-лаборатории инноваций будет строиться на междисциплинарном подходе, необходимость которого обусловливается задачей разработки сбалансированных и всесторонних правовых рамок для регламентации цифровой среды в целях соблюдения баланса права человека на свободу слова и плюрализм мнений и права на защиту от вредоносной и криминогенной информации (в первую очередь, защита прав ребенка на безопасную коммуникацию). Междисциплинарность проекта заключается, во-первых, в использовании знаний разных юридических наук материального-правового и процессуального циклов, что обусловлено тем, что распространение речевых продуктов, содержащих криминогенную речевую агрессию, может образовывать составы как гражданско-правовых деликтов, так и административных правонарушений и преступлений; во-вторых, в использовании юридических наук синтетической природы (криминалистики и судебной экспертологии); в-третьих, в использовании специальных лингвистических знаний (судебное речеведение, судебная лингвистика) для анализа криминалистически значимых признаков деструктивной информации; в-четвертых, в использовании технологий алгоритмизированного  интеллектуального анализа интернет-коммуникации (системы искусственного интеллекта для текстового поиска, обработки и анализа естественного языка); в-пятых, в том, что концепция юридико-лингвистического обеспечения информационной безопасности в цифровой среде должна основываться положениях конституционного и  международного права в области прав и свобод человека и гражданина.

Центральное место в методологии проводимых в лаборатории исследований будут занимать наработки в области теории судебного речеведения, рассматривающего речевые следы в трех взаимообусловленных аспектах: 1) с точки зрения правовых категорий, в которые они вовлечены как corpus delicti; 2) с точки зрения знаковой природы (как результат языковой и коммуникативной деятельности); 3) как источник криминалистически значимой информации (обладающий диагностическими или идентификационно значимыми свойствами, сопряженными с противоправным деянием).